Константин (seakonst) wrote,
Константин
seakonst

Category:

ОДНА ДОВОЛЬНО ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

У некоторых действий бывают последствия, которых совершившие их люди не только не добивались, но даже и вовсе не предполагали. А иногда поступки (продиктованные волей или вызванные случайностью) выстраиваются в длинную цепочку и приносят совсем уж ошеломляющий результат...
Райское место, Канарские острова.
27 марта 1977 года, в 12-30 по местному времени в аэропорту Гандо, что на острове Гран Канария, террористы "Движения за независимость и автономию Канарских островов" взорвали бомбу. Заявили о себе, ага.
Последствия - не ахти какие. Ранена продавщица в цветочном киоске - где, собственно, и была заложена бомба. Несколько человек неопасно порезаны осколками разлетевшегося стекла. Плюс некоторые разрушения во внутренних помещениях.
Вроде бы всё. Но аэропорт временно закрыт, и это решение (само по себе, наверно, правильное) стало определяющим в дальнейшей последовательности событий.
День - воскресный; самолёты доставляют туристов на этот популярный курорт.
В воздухе на подлёте к аэропорту, среди прочих, два "Боинга-747". Это самолёты американской компании "Pan American"  (далее буду писать - ПанАм) и голландской Royal Dutch Airlines (далее - КЛМ).
Крупнейшие на то время пассажирские авиалайнеры (думаю, все в курсе).
Вот они:

Фото с сайта catastrofe.ru

Итак, оба экипажа получают от диспетчера Гандо сообщение о том, что аэропорт закрыт и им следует приземляться на Тенерифе, в аэропорту Лос-Родеос. В 13-38 там сел КЛМ, а в 14-15 - ПанАм.

А Лос-Родеос - аэропорт маленький. И тогда был, и сейчас таким остался. Он не рассчитан на приём большого количества самолётов. Нет, 747-й там сесть сможет. Но когда крупных лайнеров несколько, их же надо на аэродроме как-то расставить.
У Лос-Родеоса  - всего один ранвэй (взлётно-посадочная полоса) и одна рулёжная дорожка.

В общем, аэропорт оказался забит приземлившимися бортами разных стран и авиакомпаний: были заняты все стоянки и часть рулёжной дорожки. Очередное тяжёлое обстоятельство.
Оба "Боинга" оказались соседями:

Фото одного из пассажиров КЛМ (с сайта airdisaster.com)
Надпись на хвостовой части КЛМ: "Летучий Голландец". Н-да...

А ещё же - воскресенье, выходной. В диспетчерской башне - всего двое, и они обязаны справиться со свалившимся на них делом.

Когда вновь откроют Гандо - плохо ясно.
КЛМ отпускает своих пассажиров погулять; они разбредаются по аэропорту.
ПанАм, наоборот, не выпускает своих из салона. А люди в креслах уже много часов: рейс-то аж из Лос-Анжелеса, через Нью-Йорк.
Народ нервничает и хочет есть (а уже нечего). Пилоты - одни и другие - нервничают тоже. У них свои резоны: переработка запрещена; нельзя находиться за штурвалом более определённого количества часов подряд. Если задержка будет слишком долгой, они застрянут на Канарах до завтра - вместо того, чтобы вернуться домой.

В 15-00 приходит долгожданное известие: аэропорт на Гран-Канарии снова открыт.
Самолёты стали спешно покидать Тенерифе, один за другим. Тем более, что погода начала портиться.
Лос-Родеос находится в межгорной седловине. Пусть горы и невысокие, но они "собирают" на себя влажность, и туманы здесь бывают ого-го! Да и сама высота аэропорта над уровнем океана - порядка 700 метров, что в здешнем климате тоже не здорово.

ПанАм готов вылететь сейчас же: у него достаточно топлива, пассажиры и команда - внутри.
Но выход на ранвэй загораживает КЛМ. Как уже сказано, его пассажиры бродят по аэропорту; их надо собрать.
Экипаж ПанАм даже спускается на бетон, чтобы посмотреть - нельзя ли всё-таки протиснуться мимо. Нельзя. Размах крыльев у 747-го такой модификации - без малого 60 метров. Нет, не пролезть.
Командир борта КЛМ, Якоб Ван Зантен - опытный пилот. Более 25 лет стажа, самому уже 50. Он решает, ради экономии времени, заправиться топливом здесь, на Лос-Родеосе. Чтобы не тратить на это время в Гандо и не упустить возможности сегодня же вернуться в родные Нидерланды. Переработка часов совершенно исключена - за это могут лишить лётчицкой лицензии. Кто же хочет остаться безработным?
Самолёт заправляют "под крышечку" - 55 тонн горючего. Этот факт через некоторое время тоже сыграет свою роль.

Наконец, всех пассажиров КЛМ находят; заправку заканчивают (время - 16-45).
Голландец получает указание с диспетчерской вышки: следовать по взлётной полосе до самого конца (рулёжка ещё занята), там развернуться и ждать разрешения на взлёт.
КЛМ покатился, но медленно.
Дело в том, что к этому времени погода совсем испортилась. Облачность стала гуще и ниже; туман спустился с гор и покрыл собою всё аэродромное поле. Заметим, это ещё один крайне неприятный фактор.

На борту КЛМ в этот момент - 234 пассажира, 11 стюардесс и стюардов, 3 члена экипажа в кабине.

На борту ПанАм и того больше - 396 человек, включая весь экипаж. В 17-02 и он, наконец, получает команду рулить к точке начала взлёта. Ему следует, проехав примерно половину взлётной полосы, уйти с неё на третьем съезде налево и затем двигаться по рулёжной дорожке, параллельно ранвэю.
Чтобы было понятно, что к чему - вот снимок аэропорта из космоса (google.com):

Дорисовал маршруты движения, предписанные самолётам. Качество - не очень, но хоть наглядно.

Важная деталь: аэропорт не оборудован обзорными радиолокаторами, и во время такого тумана диспетчеры могут судить о местонахождении самолётов только по переговорам с пилотами.

Видимость на полосе уже не более 100 метров. При этом осевые огни, показывающие границы дорожек, не горят. Возьмём на заметку и это: экипаж ПанАм судорожно пытается не пропустить в тумане свой 3-й по счёту съезд со взлётной полосы. Но он его пропускает.
Командир борта ПанАм, Виктор Граббс - тоже опытный пилот. Но тут такие метеоусловия!

Тем временем "Боинг" КЛМ уже развернулся и приготовился к взлёту. Видимость несколько улучшается.
А Ван Зантен откровенно торопится: уже 17-05, а если он не успеет вылететь с Гран-Канарии до 19-00 - всё, задержка рейса, и ночевать им на Канарах, а не дома.
"Башня" аэропорта даёт экипажу КЛМ инструкцию, каким курсом следовать после взлёта и какой эшелон занимать. В эти переговоры пытался вклиниться второй пилот ПанАм.
Но его слова "Мы всё ещё следуем по полосе..." наложились на окончание команды диспетчера, которую дослушивал экипаж КЛМ: "...оставайтесь на полосе, я вызову вас".
Диспетчер вообще говорил с сильным испанским акцентом, так что экипажам обоих "Боингов" иногда приходилось по нескольку раз его переспрашивать.
Дальше время сжимается, счёт на секунды.
Не дослушав команду диспетчера до конца, командир КЛМ Ван Зантен решил, что ему дано разрешение на взлёт. А диспетчер всего лишь разъяснял ему, что следует делать после взлёта, как двигаться, пока самолёт будет в зоне аэропорта. Это не было разрешением взлетать. Но КЛМ начал разбег.
Очевидно, и диспетчеры, и экипаж ПанАм считали, что КЛМ всё ещё стоит в начале взлётной полосы.
Но - он уже пошёл на взлёт (на часах - 17-06). Всё, цепочка выстроилась. Ничего изменить уже нельзя.

В этот момент ПанАм приближался к последнему, 4-му съезду с ранвэя.
Дальше привожу переговоры в эфире:
ПанАм - башне: Мы всё ещё на полосе [В кабине КЛМ это было слышно как простой шум]
Башня аэропорта - экипажу ПанАм: Роджер [т.е. вас понял]... доложите, когда освободите полосу
ПанАм - башне: ОК. Мы доложим, когда освободим
Башня - экипажу ПанАм: Спасибо

Сразу после этого диалог в кабине ПанАм:
ПанАм (капитан): Давайте уходить отсюда к чёрту
ПанАм (2-й пилот): Да, что-то он нервничает [о диспетчере]
ПанАм (капитан): Да, после того, как продержал нас полчаса. А сейчас торопит.

Тем временем в кабине КЛМ:
КЛМ (бортинженер): Так они ещё не закончили?
КЛМ (капитан): Что ты сказал?
КЛМ (бортинженер): Он уже покинул полосу, этот "Пан Американ"?
КЛМ (капитан): [раздражённо] Да!

И тут, буквально через 5 секунд, капитан ПанАм видит огни идущего на взлёт КЛМ. Примерно в 700 метрах от себя.
Соответственно, экипаж разгоняющегося КЛМ почти в тот же миг видит, что ПанАм - ещё на полосе, прямо перед ними (он только что начал поворот, чтобы съехать на параллельную дорожку).

Капитан ПанАм: "Он приближается! Смотри! Этот сукин сын приближается! Уходим! Уходим!"

Граббс пытается ускорить уход с полосы, но машина - тяжёлая, сразу не разгонишь.
Ван Зантен выжимает максимальную мощность: остановиться уже нереально, и он пытается взлететь раньше того, как достигнет борта ПанАм. КЛМ отрывает переднее шасси от полосы; хвост самолёта от слишком крутой траектории взлёта метров 20 скребёт по бетону.
...Не вышло.
То есть, взлететь удалось, но недостаточно высоко. КЛМ на скорости 250 км/ч стойками шасси и двигателями врубается в верхнюю часть фюзеляжа ПанАм. В ней образуются огромные дыры. Вся верхушка самолёта ПанАм снесена полностью.
КЛМ со срезанными шасси, споткнувшись о преграду, по инерции пролетает ещё 150 метров и падает обратно на полосу. 300 метров его тащит по полосе, затем разворачивает на 90 градусов. Немедленно возникает пожар. Вспомним про те 55 заправленных тонн: они утяжелили взлёт, они же обеспечили мгновенный сильнейший пожар.
Загорается и ПанАм.
Поскольку кабина и часть переднего салона уцелели, люди через дыры в фюзеляже разными способами спускаются на землю: кто съезжает по специальному аварийному трапу, который удалось развернуть, кто просто прыгает с остававшегося целым левого крыла.
Помощь им пришла не сразу: аэродромные службы поначалу обнаружили лишь КЛМ, в котором спасать было некого, а уж затем - горящий в 450 метрах, за пеленой тумана, ПанАм.

Фото с сайта airdisaster.com

Общий итог.
583 погибших - до сих пор самая крупная по числу жертв авиакатастрофа (если, конечно, не считать 11 сентября 2001-го, но то совсем другая история).
В "Боинге" КЛМ не выжил никто. Погибли все 234 пассажира и 14 членов экипажа.
Остатки КЛМ:

Фото с сайта airlinesafety.com

В "Боинге" ПанАм из 396 человек 326 погибли от удара или от огня. Спаслись и выжили 61 человек.
Так как носовая часть не пострадала, капитан Граббс, второй пилот и бортинженер оказались в числе выживших.
Остатки ПанАм охраняет офицер полиции:

Фото с сайта wired.com

Вот так.
Теракт - тесный запасной аэропорт - неразбериха на поле и в эфире - туман - ошибки пилотов... когда всё вот так выстраивается, всё, как на грех, один к одному - получается катастрофа.
Потом, конечно, разбирались. Расследовали, выдавали подробные отчёты.
Испанцы с американцами обвиняли голландский экипаж. Голландцы обвиняли американский экипаж и испанских диспетчеров.

Схема движения и точка столкновения (с сайта airlinepost.com):

Обратим внимание, что поворот на 3-й съезд для такой махины, как "Боинг-747", совершенно неудобен. Воспользоваться им можно, только повернув с ранвэя под углом 135 градусов, что в условиях тумана сделать совсем непросто. 4-й съезд (поворот на 45%) гораздо более удобен и логичен. Только свернуть на него - оказалось, не судьба.
Все персонажи в какой-то степени повлияли на общий исход, конечно. И природа поучаствовала.
Считается всё же, что основная вина лежит на экипаже КЛМ и персонально - на капитане Ван Зантене. Он нарушил одно из важнейших правил: пошёл на взлёт, не имея на это разрешения.

Пара цифр, просто чтобы проиллюстрировать, из чего иногда складываются превратности судьбы:
- 3,5 метра - столько не хватило самолёту ПанАм, чтобы протиснуться мимо КЛМ и вылететь первым;
- 10 секунд - столько, по подсчётом экспертов, не хватило ПанАм, чтобы убраться с полосы, по которой взлетал КЛМ.

Что было сделано после катастрофы?
В общих правилах - изменены требования к переговорам между экипажами и диспетчерами. Чтобы избежать недопонимания, командир воздушного судна обязан, выслушав команду диспетчера, затем кратко повторить её суть - чтобы было очевидно, что он действительно в точности всё понял. Всякие там "Роджер" и "О'кей" теперь в эфире запрещены.
Конкретно на Тенерифе - построен новый аэропорт, Рейна София. Во-первых, он рассчитан на приём крупных современных самолётов. Во-вторых, находясь в южной, сухой части острова и на небольшой высоте, он гораздо менее подвержен капризам погоды; его метеоусловия куда более предсказуемы.
Но и аэропорт Лос-Родеос по сей день работает. Принимает и отправляет местные самолёты.
Да, а "Движения за независимость и автономию Канарских островов" больше не существует.

Что хочу сказать: из повествования совсем не следует, что нужно бояться летать.
Совсем наоборот. Ведь даже чисто статистически - для живущих в городе ежедневных шансов сыграть в ящик куда больше, чем для путешественников, прибегнувших к услугам авиации.

Помимо фото, использованы материалы с сайтов:
http://www.liveinternet.ru/users/tatasoz/post156980955/
Энциклопедия "Русская традиция"
Реконструкция событий, подробности трагедии, судьбы некоторых участников событий, рассказы очевидцев - в этом фильме канала Дискавери

                                                                                                          * * *
Tags: Испания, жопа полная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment